Обгон «паровозиком»: как избежать лишения прав

Сборник самых важных документов по запросу Двойной обгон (нормативно-правовые акты, статьи, консультации специалистов и многое другое).

  • ПДД:
  • Административная ответственность за нарушение ПДД
  • Административные правонарушения в области дорожного движения
  • Бдд
  • Безопасность дорожного движения
  • Видеофиксация административного правонарушения
  • Показать все
  • ПДД:
  • Административная ответственность за нарушение ПДД
  • Административные правонарушения в области дорожного движения
  • Бдд
  • Безопасность дорожного движения
  • Запись на видео административного правонарушения
  • Показать все

Решения суда

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.05.2022 N 16-2323/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Удовлетворено. Ничем не подтвержденное утверждение заявителя о том, что совершая маневр обгона, он был вынужден ускориться, и вынуждено обогнать сразу два впереди идущих транспортных средства, вместо одного, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, совершенного при описанных выше обстоятельствах.

Постановление шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2023 N 16-2696/2023
Тема спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования представителя уполномоченного органа: Об административной ответственности согласно части 5 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушение правил движения транспорта на дороге, при выполнении обгонной маневра или движении встречным разъездом.
Решение: Удовлетворено. Доводы, высказанные заявителем о начале обгонной маневра на разорванной линии разметки и пересечении сплошной линии разметки только двумя колесами при завершении маневра, не означают отсутствия признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ об административных правонарушениях.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Наказать и помиловать
(Иванов А.Б.)
(«Право», 2021, N 11) Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по законодательству Ирина Петрова выразила намерение расширить практику введения ответственности по КоАП РФ за опасное вождение — это стиль вождения, при котором часто осуществляются такие действия, как резкое изменение полос движения; нарушение дистанции; отказ от уступки дороги транспортному средству, имеющему преимущество; помехи при обгоне; превышение скоростного режима . Предполагается, что за такие нарушения будут предусмотрены штрафы в размере 3 000 рублей . Если кто-то резко перестроился, а после этого произошло столкновение — штраф 3 000 рублей. Возможно ли защитить общественную безопасность таким ничтожным наказанием? Однако стоило бы властям задуматься о проблеме с электросамокатами, которые свободно катаются по тротуарам.

«Проблемы применения законодательства об административных правонарушениях в сфере дорожного движения мировыми судьями: учебное пособие»
(Автор: Похмелкин В.В.)
(«Информация о юстиции», 2019) Нарушение правил дорожных знаков и/или разметки. Говорится о двух запрещающих знаках на дороге: 3.20 («Обгон запрещен») и 3.22 («Обгон грузовикам запрещен»), а также о различных видах дорожной разметки 1.1, 1.3 и 1.11 (наличие сплошной линии при начале обгона или объезда). Данные знаки и виды разметки подробно описаны и представлены в приложении №1 и приложении №2 к Правилам Дорожного Движения.

Законодательные акты

«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года»
(утверждено Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(последние изменения от 12.07.2017) Ответ: Согласно части 2 статьи 12.15 КоАП РФ, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а также пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда.

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(последние изменения от 02.06.2023)
«О Правилах дорожного движения»
(вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») 9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» материалы
  • Сборники кодексов и наиболее востребованных законов
  • Огляд законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты законодательных актов и законотворческая деятельность
    • Прочие обзоры
    • Планировщики
    • Формы документов
    • Полезные рекомендации

    Обгон «паровозиком»: как избежать лишения прав

    Ситуации, когда несколько автомобилей обгоняют медленно движущийся транспорт на загородных дорогах, стали обыденностью. Однако за подобный маневр можно лишиться прав на полгода. Но это законно?

    Бывает же такое! Вы устали после трудной недели и спешите на загородный участок. Автомобиль впереди, дождавшись возможности, начинает обгон грузовика. Вы следуете за ним и успешно завершаете маневр, ведь ситуация на дороге позволяет, а встречного движения нет. Однако возвращаясь на свою полосу через разделительную линию, вы попадаете под пристальный взгляд инспектора. И вот он объявляет вам о том, что подобный обгон может стоить вам лишения прав. Но почему? Ведь казалось бы, вы не нарушили ничего – разметка позволяла, перекрестков не было. Однако такие ситуации происходят и ставят в тупик не только начинающих водителей, но и опытных автолюбителей, ведь обычное и стандартное действие может привести к непредвиденным последствиям. Поэтому целесообразно руководствоваться буквой закона и не устраивать самосуд.

    Сотрудники ДПС обращают внимание на нарушение первого пункта пункта 11.2 Правил дорожного движения, который описывает ситуации, когда запрещается выполнение обгона. По их мнению, нарушителям грозит штраф или лишение прав на период от четырех до шести месяцев по статье 12.14 КоАП РФ. Однако, иногда аргументация инспекторов вызывает сомнения. Приведем пример из жизни одного водителя, который наблюдал подобную ситуацию прошлым летом: «Мы двигались по трассе, я начал обгонять, следующий за мной автомобиль также начал обгон, мы обогнали и вернулись на свои полосы. Это было обычное событие на дороге. И тут же нас остановил инспектор ДПС с двумя стажерами и обвинил нас в выполнении обгона «паровозиком», грозя лишением на 4-6 месяцев! Мы начали спорить, они показали нам статью нарушения (статья 11.2). Мы упорно требовали показать наказание (ведь ни разу не слышали о лишении за «паровозик»). Стажер несколько минут рылся в книге правил, и в итоге через 10 минут показал пункт с наказанием штрафом 5 тысяч рублей, но в статье 11.2 не было упоминания об этом. Он объяснил это тем, что «наверное, не вписали».

    Удивительно, что в сети нет единодушия на этот счёт. Некоторые источники утверждают, что обгон «паровозиком» не является нарушением и не подпадает под статью 12.15 КоАП, хотя другие настаивают на обратном. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к эксперту по автомобилям и юристу – Сергею Смирнову. Их мнение снова подтвердило ловкость сотрудников ГИБДД, склонных привлекать к ответственности за нарушения, не имеющие отношения к конкретной ситуации. «Правила дорожного движения чётко определяют порядок обгона. Перед обгоном необходимо удостовериться, что встречная полоса достаточно свободна и наш манёвр будет безопасным (см. пункт 11.1 ПДД). Также запрещено обгонять, если впереди движущееся транспортное средство начало обгон. Это означает, что обгон разрешается только в том случае, если нет встречного движения на безопасном расстоянии и никто не пытается обогнать нас. Согласно этому, обгон «паровозиком» противоречит ПДД. Однако наказание по статье 12.15 КоАП РФ в данной ситуации неприменимо. Потому что эта статья предусматривает штраф за выезд на встречку, нарушая Правила. Но в данном случае мы не нарушаем Правила, так как формально мы не выезжаем на встречку (судя по разметке). Тем не менее, обгонять нельзя, так как другой автомобиль уже начал манёвр. Абзац 11.2 ПДД указывает на ситуации, когда обгон не допускается. В итоге, законодательство не предусматривает прямого наказания за такое нарушение», – пояснил эксперт. Но стоит помнить, что обгон «паровозиком» иногда связан с рисками – в интернете множество видеороликов, где автомобиль, обгоняющий вторым или третьим, не успевает завершить манёвр безопасно. Но сейчас мы говорим о другом. Не позволяйте себя обманывать и будьте готовы к обсуждению, как в одном отечественном фильме: «Это ещё не статья, но добавим к ней».

    Решение суда по обгону «паровозиком»: новые разъяснения

    За последние четыре месяца Верховный суд Российской Федерации рассмотрел два аналогичных случая, касающихся обгонов «паровозиком». В мае суд признал этот маневр недопустимым и лишил водителя прав, однако в августе пришел к противоположному выводу: штраф в 5 тысяч рублей был отменен, а обгон признан допустимым. Мы вместе с экспертами проанализировали оба этих случая и выяснили, каковы значимость таких различных решений и можно ли нескольким автомобилям обгонять других участников дорожного движения.

    Почему суд изменил свое решение по обгону «паровозиком»

    Недавний судебный процесс в Верховном суде закончился 7 августа. По решению суда, штраф в размере 5 тысяч рублей был отменен, а жалоба автомобилиста из Москвы была полностью удовлетворена. Он утверждал, что при обгоне не нарушил никаких правил, так как выполнил маневр в соответствии с ПДД.

    Согласно данным, водитель Nissan в июле 2022 года на 286-м километре трассы Астрахань — Махачкала совершил выезд на встречную полосу для обгона, двигаясь за другим автомобилем, который также обгонял другое транспортное средство. Сотрудник ГИБДД обвинил водителя в нарушении требования пункта 11.2 Правил дорожного движения, согласно которому запрещено обгонять, когда «транспортное средство, которое движется впереди, совершает обгон или объезд препятствия». Был составлен протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП, где предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. Повторное нарушение может привести к лишению прав на год. Суд наложил на водителя штраф, но он не согласился с этим решением и подал жалобу, которая в итоге была передана в Верховный суд.

    На критическом этапе судебного разбирательства суд сослался на пленум Верховного Суда от 2019 года, где говорится о запрете на обгон того, кто уже обгоняет другого, то есть на «обгон обгоняющего». Однако прямого запрета на обгон сразу после другого автомобиля в Правилах Дорожного Движения судья не нашел. Поэтому жалоба была удовлетворена, а штраф отменен.

    Автоюрист Михаил Никитин, проведя анализ материалов дела, пояснил, что суд не нашел нарушения в действиях водителя, как указано в пункте 11.2 ПДД. «Фактически водитель не нарушил ничего. Он выехал на встречную полосу там, где это разрешено. И вернулся на свою полосу соблюдая правила», — прокомментировал юрист.

    По словам юриста, суд отметил, что данная ситуация не соответствует нормам Кодекса об административных правонарушениях и Правилам дорожного движения, и что запрет на обгон в ПДД касается исключительно ситуации, когда обгоняемый автомобиль уже обгоняет. «Здесь речь идет о том, что запрещено обгонять автомобиль, который сам совершает маневр обгона. Но в случае присоединения к автомобилю, осуществляющему обгон, я не вижу ничего противозаконного», — заявил Никитин.

    Почему такой маневр обгона может рассматриваться как нарушение ПДД

    Тем не менее, в мае Верховный суд рассмотрел аналогичный случай, и тогда судья поддержал решение инспектора ГИБДД, который считал жалобу водителя на лишение прав за подобный маневр необоснованной. Несмотря на то, что ситуация была идентичной: водителю предъявили обвинение в нарушении пункта 11.2 ПДД, хотя он не обгонял впереди едущий автомобиль, а ехал за ним.

    Орест Мацала, ведущий юрисконсульт Европейской юридической службы, убежден в том, что обгон «паровозиком» является нарушением Правил дорожного движения. Он охарактеризовал решение Верховного Суда от августа как нелогичное и несоответствующее принципам безопасности на дорогах, добавив, что пока рано ставить точку в этом спорном вопросе. «По моему мнению, суд в своем свежем решении от 7 августа 2023 года допустил грубую ошибку. Потому что такое сужение противоречит ПДД. Логика безопасного движения говорит о том, что обгон «паровозиком» запрещен. Водитель за прицепом не видит встречную машину, пока впереди не освободится полоса», — разъяснил Мацала.

    По мнению Мацалы, идею поддерживает и Пётр Шкуматов, который является руководителем рабочей группы ОНФ «За права автомобилистов»: «Нельзя обгонять паровозиком. Это нарушение правил обгона. Если водитель начал обгон, тебе не стоит за ним ехать. Если на встречке появится другая машина, то первый водитель успеет увернуться, а вот остальные — уже нет. Обгон нужно делать по очереди в интересах безопасности всех участников движения. Перед обгона важно убедиться, что есть возможность отступить, особенно если автомобиль движется на большой скорости».

    Как теперь понимать обгон «паровозиком»

    По мнению Мацалы, в России распространено явление, когда разные судебные решения по одинаковым случаям не рассматриваются как прецеденты из-за отсутствия системы прецедентного права. Вердикт Высшего суда по какому-либо вопросу не имеет обязательной силы для других дел, поэтому каждое дело оценивается индивидуально. Таким образом, решения ВС относительно обгонов «паровозиком» в августе и в мае не могут быть истолкованы как окончательное разрешение или запрет, утверждает Мацала. Работники ГИБДД, в свою очередь, могут привлечь водителя к ответственности за обгон «паровозиком», даже если тот сослывается на решение ВС в свою защиту.

    Изучив сходные ситуации, глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский не может понять, как правильно различать их: «Провел беседу с двумя водителями, которые обратились в Верховный суд. У них абсолютно одинаковые ситуации, как две капли воды. В первом случае суд выносит приговор о виновности, а во втором — оправдание. Оба судьи прибегают к одному и тому же объяснению и ссылке на пункт 11.2 ПДД, который запрещает обгон, если впереди движется транспортное средство, выехавшее на встречную полосу. Но один это трактует как запрет, а другой — не как запрет».

    Основной затруднительностью по мнению специалиста является нечеткость конкретных формулировок в Правилах дорожного движения. «Если строго следовать ПДД, там указано весьма расплывчато. Если грубо, то если машина впереди выезжает, то обгон запрещен. Однако в данном случае попадает под это определение и машина, которая выезжает через 10 автомобилей от вас или даже через километр. Очевидно, что ПДД составлены без должной логики. Я лично придерживаюсь позиции, что обгонять разрешается только то транспортное средство, которое само уже обгоняет. На основании системного обоснования запрещается обгон одного транспортного средства, именно того, которое уже покинуло свою полосу для выполнения обгона. Это прописано в постановлении пленума Верховного Суда от 2019 года. Именно на этом основании было вынесено оправдательное решение в августе. В то же время майское решение было принято без учета данного пункта», — подчеркивает Шумский.

    Юристы ждут определенности от пленума Верховного Суда, который проведет анализ аналогичного случая и вынесет решение. После этого можно будет использовать это определение как основу для будущих дел. Точное время проведения пленума по делу о «обгоне паровозиком» пока неизвестно. До этого момента решения судов, включая Верховный Суд, по таким вопросам могут отличаться, считает Мацала.

    Возможен ли обгон, если перед вами уже обгоняют другие машины?

    На загородных дорогах не так уж и много участков, где можно безопасно обогнать другие автомобили. Ровные прямые дороги быстро кончаются, а дальше начинаются сложные маневры. Водители стараются опередить медленно движущиеся грузовики или лесовозы, которые, в свою очередь, стараются пропустить остальных участников движения вперед. Легковые машины мчатся мимо них одна за другой. Но представители ГИБДД считают такие многочисленные обгоны необоснованными и опасными. Если на дорогах встретятся патрули, выполняющие плановое наблюдение, то за массовые обгоны «цепочкой» можно получить серьезное наказание. Однако Верховный суд Российской Федерации внес изменения в правила и укажет случаи, когда обгон вереницей машин все-таки допустим.

    Скорее действуй

    Согласно пункту 11.2 Правил дорожного движения (ПДД) водителю запрещается делать обгон в следующих случаях:

    • Автомобиль, который движется впереди, осуществляет маневр обгона или объезда препятствия;
    • Автомобиль впереди подал сигнал о повороте налево;
    • Следующий за ним автомобиль начал обгон;
    • Если после завершения обгона он сможет безопасно вернуться на свою полосу, не создавая помех движению обгоняемого транспортного средства.

    Представим ситуацию, когда за грузовиком тянется целый автопробег, ожидающих возможности начать обгон. Как только появляется возможность, десяток автомобилей выезжают на полосу встречного движения. На самом деле, все они нарушают правила дорожного движения. Но что делать, если дистанция между ними достаточно большая, чтобы быстро вернуться на свою полосу в случае опасности?

    Тем же вопросом задался водитель по имени Антон Боздникин, который в марте 2018 года в области Астраханской был оштрафован инспекторами ГИБДД за обгон в «цепочке» автомобилей, то есть в составе конвоя из нескольких транспортных средств. Почти два года ему пришлось убеждать в судебных заседаниях различные инстанции в том, что расстояние между машинами было достаточным и они не загораживали обзор дороги, а значит, не угрожали безопасности. В конечном итоге Верховный суд более внимательно изучил дело и отменил штраф.

    На предоставленном водителем видео видно, что дистанция между автомобилями составляла несколько десятков метров, и они не мешали друг другу делать обгон медленного транспортного средства. Поэтому было решено, что ограничения видимости от других машин не возникало, и обгон был совершен через прерывистую линию разметки в разрешенном месте. Таким образом, нарушения не было.

    Не менее 100 метров

    Хоть в России нет прецедентного права, данный случай демонстрирует, что при выполнении обгонов следует учитывать расстояние до обгоняемого автомобиля впереди. Напомним, что видимость считается ограниченной, если объекты закрывают обзор на участке менее чем на 100 метров. При наличии достаточного пространства на дороге и отличной видимости на расстояние 100 метров и более, можно приступать к обгоно.

    Тем не менее, не все водители придерживаются этого расстояния. Они слишком близко подъезжают — что уже является нарушением.

    За нарушение правил обгона согласно статье 12.15 КоАП РФ водителям грозит штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

    Сотрудники ДПС активно выписывают штрафы за подобные нарушения, и они абсолютно правы в этом. Нет сомнений, что обгон тихохода цепочкой машин — это очень опасное маневр, который угрожает жизни водителя и пассажиров в автомобилях, следующих в «цепочке». Поэтому лучше быть осторожным и не выезжать на встречную полосу, пока она занята обгоняющими машинами.

    Можно ли обогнать две и более машины

    Привет, я хотел узнать, можно ли обогнать две или более машины одновременно на дороге с одной полосой в каждом направлении, если нет знаков или разметки, запрещающих это.

    18 марта 2015, 21:35 , Алексей, г. Казань

    Если вы не создаете помех для других участников движения, то это возможно.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090 (в редакции от 19.12.2014 года) «Об утверждении Правил дорожного движения»:

    «Опережение» — обгон одного или нескольких транспортных средств, с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на исходную полосу (сторону проезжей части).

    А что насчет пункта 11.2 Правил дорожного движения? Водителю запрещается выполнять обгон, если: после завершения опережения он не сможет вернуться на свою полосу без создания опасности для движения других транспортных средств. Из-за этого сотрудники ГИБДД говорят, что нужно обгонять автомобили по очереди, возвращаясь на свою полосу после каждого маневра.

    Анна Антипко, юрист из города Воронеж, является экспертом по общению в чате.

    Я подчеркнула — без создания помех.

    Желаете оспорить действия сотрудников? Для этого нужно знать все детали.

    Здравствуйте, у меня муж заключил контракт на год в Сухопутных войсках. Его отправили на передовую, на очистку местности. У нас четверо несовершеннолетних детей. Младшей еще нет и четырех лет. Возможно ли его перевести на менее опасные военные операции?

    Вчера в 20:29, вопрос №4153569, Анна, г. Москва

    Является ли операция на плечевом суставе причиной негодности к срочной службе, или плечо должно выходить из сустава не менее трех раз в год? Приветствую. Я запутался в списках болезней, учитываемых военкоматом. Три года назад мне делали операцию на плечевом суставе (разрыв суставной губы), после этого плечо больше не выскакивало. Вопрос заключается в следующем: насколько это влияет на мою годность к срочной службе — операция на плече или количество выскакиваний в год? Дополнение. Я учусь в ВУЗе, уже получил одну академическую отсрочку. Однако из-за семейных обстоятельств планирую взять вторую, но в таком случае лишусь отсрочки. Хотелось бы понять, буду ли я годен или смогу не пойти по причине здоровья

    Вчера в 07:52 , вопрос №4152626, Николай, г. Новосибирск

    Добрый день! Хочу узнать ваше мнение по следующему вопросу: Недавно мне исполнилось 18 лет, и с тех пор я время от времени ночую у своего парня. Мой отец — человек строгий, и только сегодня он узнал об этом. Теперь он угрожает моему парню написать на него заявление. Как вы считаете, есть ли у него на это основания?

    Советуем прочитать:  Как поступить, если не удается зайти на портал Госуслуги
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector