Рассмотрим, какие нормативные акты определяют функции Конституционного суда России, и как изменения в Конституции могут повлиять на его полномочия.
Конституционный суд России является ключевым органом в системе судебной власти, обеспечивающим контроль за соблюдением законности и защиту прав граждан и юридических лиц (согласно статье 118 Конституции РФ). Суд действует независимо, основывая свои решения на принципах законности, равенства, справедливости и других основополагающих принципах, определенных Конституцией.
Какими законами определяются полномочия Конституционного суда России
Деятельность Конституционного суда РФ регулируется Конституцией, специальным законом и внутренним регламентом. Основные полномочия и функции суда указаны в Федеральном конституционном законе № 1-ФКЗ от 21.07.1994 года. Состав и порядок работы суда подробно регламентируются главой 7 Конституции Российской Федерации о судебной власти (статья 118).
- Конституционный суд: ответственность собственника за обязательства учреждения после его ликвидации
- Размеры государственной пошлины при рассмотрении дел Конституционным судом России и конституционными (уставными) судами субъектов РФ
После принятия поправок в Конституцию в июле могут измениться положения о судебной системе, включая регулирование полномочий Конституционного суда РФ согласно Федеральному закону о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 года (№ 1-ФКЗ).
На официальном сайте Конституционного суда РФ можно получить актуальную информацию о решениях и позициях по рассмотренным делам, а также ознакомиться с текстами правовых актов в алфавитном порядке.
Какие функции включаются в полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Основные функции Конституционного суда РФ включают обеспечение приоритета и непосредственного действия Конституции, проверку законов на их соответствие Конституции, конституции республик и уставов. Суд может также рассматривать жалобы на федеральные законы и нормативные акты правительства, если они имеют прямую нормативную связь и применяются в конкретном деле в неразрывном единстве (см. постановление КС РФ от 27.01.2004 года № 1-П и определение от 02.10.2019 года № 2638-О).
Согласно решению Конституционного суда РФ, положения Конституции Республики Башкортостан и Республики Татарстан, противоречащие федеральному закону, потеряли силу (определение КС РФ от 19.04.2001 года № 65
Существующие международные договоры должны соответствовать Конституции. На текущий момент отсутствует юридическая практика, которая могла бы проиллюстрировать применение этого принципа в публичных источниках. Такое положение обусловлено тем, что вопрос о применении Конституции возникает в основном после того, как норма уже начала действовать и возможно нарушает права заинтересованных лиц. Обычно противоречия между законом и конституционным строем редко возникают заранее. Если норма не применяется, ее положения должны быть настолько ясными, чтобы возник вопрос о ее законности до ее введения.
Конституционный Суд Российской Федерации проверяет акты, которые суд применяет в конкретных делах. Цель судебных процессов – защитить интересы лиц, когда применение закона может нарушить их права и свободы. Чаще всего споры возникают в ходе уголовных дел.
Например, суд признал некоторые положения Уголовного кодекса РФ, касающиеся уголовной ответственности за контрабанду сильнодействующих веществ, несоответствующими Конституции. Суд утверждал, что формулировка допускает произвольное толкование, что противоречит специфике перевозки медицинских препаратов. Решения по делам, которые обжаловались в суде, подлежали пересмотру (постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 года № 22-П).
Также правовые лица обращаются за защитой своих прав. В ходе таких процессов суд может не находить противоречий между законами, но давать необходимые разъяснения. Это способствует установлению единой правоприменительной практики.
Кроме того, Конституционный Суд РФ имеет следующие полномочия:
- разрешение споров о компетенции между федеральными органами власти РФ и субъектами РФ;
- рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав и свобод (определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2019 года № 854-О).
При поступлении запроса от федерального органа исполнительной власти суд решает вопрос о выполнении решения международного органа по защите прав и свобод человека.
Основные полномочия Конституционного Суда РФ включают толкование Конституции, проверку вопросов на соответствие, выносимых на референдум, инициирование законодательных инициатив в сфере своей компетенции, а также осуществление других полномочий (ст. 3 Федерального закона №1).
Для рассмотрения заявления суда необходимо соблюдение требований закона. Необходимо указать на нарушение нижестоящим судом норм закона и проверить соответствие требованиям № 1-Федерального закона. Конституционный Суд РФ не рассмотрит заявление, если оно не относится к его полномочиям или если предметом является акт, который был отменен или утратил силу. Исключение составляют случаи, когда документ продолжает действовать (ст. 43 № 1-Федерального закона, определение Конституционного Суда РФ № 2660-О от 20.11.2014 года).
Как изменится работа Конституционного Суда РФ после принятия поправок в Конституцию
Некоторые поправки к Основному закону РФ, которые будут вынесены на референдум в этом году, касаются работы суда:
- Конституционному Суду РФ будут предоставлены дополнительные полномочия, при этом число судей сократится. В проекте поправок предусмотрено уменьшение количества судей (с 19 до 11) и расширение полномочий. Статья 125 в новой редакции требует участия судей в разработке законов и проверке нормативных актов на соответствие Конституции.
- Судьи получат больше оснований для отказа в рассмотрении жалоб граждан. Новая редакция статьи 125 требует, чтобы заявители исчерпали другие внутренние средства защиты своих прав (п. а ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).
Изменения усилят влияние Президента на деятельность суда, так как проверки на соответствие Конституции будут осуществляться по его запросу.
Некоторые поправки направлены на уточнение положений. Например, в пункте 2 статьи 125 изменяется терминология для лиц, подающих запросы. Теперь термин «член Совета Федерации» заменен на «сенатор».
Сводная таблица изменений, касающихся полномочий Конституционного суда РФ по Конституции
Какие изменения вступят в силу после принятия поправок
Число судей. На данный момент в состав входит 19 человек. В случае принятия поправок их количество сократится до 11.
Полномочия Конституционного суда РФ. Теперь будут проверяться на соответствие Конституции федеральные конституционные законы.
Процедура обращения. Граждане смогут обратиться в Конституционный суд только после исчерпания всех внутренних средств судебной защиты.
Контрольные функции. В компетенцию Конституционного суда РФ войдет проверка законов на их конституционность.