Положения данного документа применяются с учетом особенностей, установленных последними Федеральными законами: от 14.07.2022 N 320-ФЗ и от 04.08.2023 N 470-ФЗ.
Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
1. Уведомление о ликвидации юридического лица должно быть отправлено учредителями или уполномоченным органом в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации. В уведомлении должно быть указано решение о ликвидации в письменной форме.
(п. 1 изменен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
2. Регистрирующий орган вносит запись о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц. С момента внесения такой записи запрещается регистрация изменений в учредительные документы юридического лица и государственная регистрация новых юридических лиц, учредителем которых является ликвидируемое юридическое лицо.
(изменения внесены Федеральными законами от 23.06.2003 N 76-ФЗ и от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
Публикация решения о ликвидации юридического лица допускается только после его уведомления в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом.
(абзац добавлен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
3. Руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора и составлении промежуточного ликвидационного баланса.
(изменен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
4. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса может быть представлено в регистрирующий орган только после выполнения следующих условий:
а) сроков, установленных для требований кредиторами;
б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу, в котором предъявлены требования к ликвидируемому юридическому лицу;
в) окончания выездной налоговой проверки и утверждения итогового документа по ее результатам в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
(абзац «г» введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 226-ФЗ; изменения внесены Федеральным законом от 20.07.2020 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
5. Если в регистрирующий орган поступает судебный акт или арбитражный судебный акт о признании допустимости рассмотрения искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация этого юридического лица в связи с его ликвидацией приостанавливается до получения в регистрирующем органе решения (или иного судебного акта, завершающего производство по делу) по такому исковому заявлению.
Если принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, или если вступили в силу итоговые документы по результатам такой проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах, налоговый орган в течение пяти рабочих дней сообщает об этом регистрирующему органу по месту нахождения указанного юридического лица.
Информация о проведении таможенного контроля в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, составлении акта таможенного контроля и принятом по результатам указанного контроля решении (последнем из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании) предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по межведомственному запросу регистрирующего органа с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа.
(абзац «г» введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 226-ФЗ; изменения внесены Федеральным законом от 20.07.2020 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
Процедура принудительной ликвидации ООО ФНС
Пр
Процедура закрытия ООО вне суда возможна только в случаях, установленных ст. 21.1 закона № 129-ФЗ. В остальных случаях ФНС может инициировать судебное разбирательство для ликвидации компании.
Информацию о судебной практике закрытия ООО можно найти в специальной публикации на платформе «КонсультантПлюс». Предоставляется бесплатный пробный доступ к этой информации.
Как происходит закрытие ООО ИФНС без участия суда
Шаги, которые выполняет налоговая служба для прекращения юридического лица, описаны в пунктах 3, 3.1 (применительно к НКО) и 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ:
- ФНС принимает решение о исключении компании из ЕГРЮЛ как недействующей.
- Это решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с даты его принятия.
- Одновременно с публикацией налоговый орган размещает информацию о процедуре подачи заявлений кредиторами компании, чьи интересы могут быть затронуты.
- Принимаются заявления от кредиторов и других контрагентов в течение трех месяцев с момента публикации уведомления в СМИ. Если такие заявления поданы, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, и процесс ликвидации происходит в соответствии со статьей 61 ГК РФ.
Для НКО налоговики в течение трех дней после принятия решения о ликвидации отправляют уведомление компании о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и о возможности подачи заявления на продолжение деятельности.
Уведомление должно содержать инструкции о порядке и сроках подачи заявления на продолжение деятельности с указанием адреса для направления заявления.
Ликвидация ООО по решению суда
Процесс ликвидации компании через суд включает следующие этапы:
- Представитель государственного органа подает в Арбитражный суд исковое заявление о ликвидации компании с приложением необходимых документов.
- Арбитражный суд проверяет компанию на наличие признаков, оправдывающих ее признание недействующей.
- Создается ликвидационная комиссия, которая публикует информацию о предстоящей ликвидации компании в «Вестнике государственной регистрации» и уведомляет кредиторов.
- После истечения срока для предъявления требований кредиторами (не менее двух месяцев) составляется промежуточный ликвидационный баланс.
- Если у компании достаточно средств для погашения долгов, ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и передает его в налоговую службу. Затем в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности юридического лица.
- Если у компании недостаточно собственных средств для погашения всех её долгов, то процедура ликвидации может быть инициирована через объявление компании банкротом согласно закону «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Ликвидация ООО может быть проведена в случае наличия налоговой задолженности. Подробности можно узнать здесь.
Выводы
Таким образом, принудительная ликвидация ООО по налоговым основаниям возможна как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае причиной для прекращения деятельности общества является реальное прекращение его деятельности, а во втором — серьёзные и многократные нарушения действующего законодательства.
Сроки ликвидации ООО по требованию налоговой: основные аспекты
Положения данного документа применяются с учетом особенностей, установленных последними Федеральными законами: от 14.07.2022 N 320-ФЗ и от 04.08.2023 N 470-ФЗ.
Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
1. Уведомление о ликвидации юридического лица должно быть отправлено учредителями или уполномоченным органом в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации. В уведомлении должно быть указано решение о ликвидации в письменной форме.
(п. 1 изменен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
2. Регистрирующий орган вносит запись о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц. С момента внесения такой записи запрещается регистрация изменений в учредительные документы юридического лица и государственная регистрация новых юридических лиц, учредителем которых является ликвидируемое юридическое лицо.
(изменения внесены Федеральными законами от 23.06.2003 N 76-ФЗ и от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
Публикация решения о ликвидации юридического лица допускается только после его уведомления в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом.
(абзац добавлен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
3. Руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора и составлении промежуточного ликвидационного баланса.
(изменен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
4. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса может быть представлено в регистрирующий орган только после выполнения следующих условий:
а) сроков, установленных для требований кредиторами;
б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу, в котором предъявлены требования к ликвидируемому юридическому лицу;
в) окончания выездной налоговой проверки и утверждения итогового документа по ее результатам в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
(абзац «г» введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 226-ФЗ; изменения внесены Федеральным законом от 20.07.2020 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
5. Если в регистрирующий орган поступает судебный акт или арбитражный судебный акт о признании допустимости рассмотрения искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация этого юридического лица в связи с его ликвидацией приостанавливается до получения в регистрирующем органе решения (или иного судебного акта, завершающего производство по делу) по такому исковому заявлению.
Если принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, или если вступили в силу итоговые документы по результатам такой проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах, налоговый орган в течение пяти рабочих дней сообщает об этом регистрирующему органу по месту нахождения указанного юридического лица.
Информация о проведении таможенного контроля в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, составлении акта таможенного контроля и принятом по результатам указанного контроля решении (последнем из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании) предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по межведомственному запросу регистрирующего органа с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа.
(абзац «г» введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 226-ФЗ; изменения внесены Федеральным законом от 20.07.2020 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
Процедура принудительной ликвидации ООО ФНС
Пр
Процедура закрытия ООО вне суда возможна только в случаях, установленных ст. 21.1 закона № 129-ФЗ. В остальных случаях ФНС может инициировать судебное разбирательство для ликвидации компании.
Информацию о судебной практике закрытия ООО можно найти в специальной публикации на платформе «КонсультантПлюс». Предоставляется бесплатный пробный доступ к этой информации.
Как происходит закрытие ООО ИФНС без участия суда
Шаги, которые выполняет налоговая служба для прекращения юридического лица, описаны в пунктах 3, 3.1 (применительно к НКО) и 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ:
- ФНС принимает решение о исключении компании из ЕГРЮЛ как недействующей.
- Это решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с даты его принятия.
- Одновременно с публикацией налоговый орган размещает информацию о процедуре подачи заявлений кредиторами компании, чьи интересы могут быть затронуты.
- Принимаются заявления от кредиторов и других контрагентов в течение трех месяцев с момента публикации уведомления в СМИ. Если такие заявления поданы, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, и процесс ликвидации происходит в соответствии со статьей 61 ГК РФ.
Для НКО налоговики в течение трех дней после принятия решения о ликвидации отправляют уведомление компании о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и о возможности подачи заявления на продолжение деятельности.
Уведомление должно содержать инструкции о порядке и сроках подачи заявления на продолжение деятельности с указанием адреса для направления заявления.
Ликвидация ООО по решению суда
Процесс ликвидации компании через суд включает следующие этапы:
- Представитель государственного органа подает в Арбитражный суд исковое заявление о ликвидации компании с приложением необходимых документов.
- Арбитражный суд проверяет компанию на наличие признаков, оправдывающих ее признание недействующей.
- Создается ликвидационная комиссия, которая публикует информацию о предстоящей ликвидации компании в «Вестнике государственной регистрации» и уведомляет кредиторов.
- После истечения срока для предъявления требований кредиторами (не менее двух месяцев) составляется промежуточный ликвидационный баланс.
- Если у компании достаточно средств для погашения долгов, ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и передает его в налоговую службу. Затем в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности юридического лица.
- Если у компании недостаточно собственных средств для погашения всех её долгов, то процедура ликвидации может быть инициирована через объявление компании банкротом согласно закону «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Ликвидация ООО может быть проведена в случае наличия налоговой задолженности. Подробности можно узнать здесь.
Выводы
Таким образом, принудительная ликвидация ООО по налоговым основаниям возможна как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае причиной для прекращения деятельности общества является реальное прекращение его деятельности, а во втором — серьёзные и многократные нарушения действующего законодательства.