Участники торгов, контролирующие организации и объединения юридических лиц могут обжаловать решения, действия или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактных управляющих. Все обращения по нарушениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматриваются ФАС России.
Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит исчерпывающего списка нарушений, которые дают право на подачу жалобы. Однако такие нарушения можно определить, исходя из Кодекса РФ об административных правонарушениях, где предусмотрены соответствующие наказания. Итак, жалобу можно подать в случае нарушений:
- процедуры определения победителя и условий;
- порядка установления начальной цены контракта;
- проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его сроков;
- сроков обнародования информации и документов в ЕИС;
- регламента рассмотрения и оценки заявок и окончательных предложений;
- правил возврата обеспечения и блокирования операций по счету участника;
- процедуры заключения, изменения или расторжения контракта;
- порядка проведения электронного аукциона или процедуры аккредитации на него;
- требований к пакету документов, представляемых участниками, а также к размерам и формам обеспечения заявки или исполнения контракта.
Порядок подачи электронной жалобы в УФАС
Основополагающим нормативным актом для предпринимателя, решившего обжаловать нарушение закона № 44-ФЗ, является Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014 года. Согласно ему, жалоба должна быть составлена на русском языке и обязательно в письменной форме.
Жалобу можно подать также в электронном виде с использованием цифровой подписи. Этот документ должен быть подписан либо самим заявителем, либо его представителем, с предоставлением доверенности. Заявление можно отправить двумя способами: через официальный сайт ведомства или на адрес электронной почты delo@fas.gov.ru.
Обязательными данными являются:
- информация о заявителе, включая почтовый адрес, адрес электронной почты и телефон;
- данные о лице, чьи действия или решения обжалуются;
- номер закупки, если оспариваются действия оператора электронной площадки;
- причина обращения;
- документы, подтверждающие аргументы заявителя;
- перечень прилагаемых документов.
На сайте ведомства представлен образец, как должна быть оформлена жалоба в УФАС по закону № 44-ФЗ.
Рекомендуется ознакомиться с реальным примером — жалоба УФАС ООО «Глисон».
Для того чтобы получить реакцию на обращение предпринимателя, оно должно соответствовать не только требованиям к содержанию, но и быть подано в установленные
В любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке:
- протокола подведения результатов такого аукциона;
- либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
- либо протокола проведения такого аукциона в случае признания его несостоявшимся
До окончания установленного срока подачи заявок
Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке
В течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия)
Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта
Конкретные сроки не установлены — главное успеть до заключения контракта
Сколько ее будут рассматривать
Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.
На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.
Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148 , информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИ
- На неправомерное отклонение заявки
- На договоренность между заказчиком и победителем, при наличии соответствующих доказательств
- На содержание протоколов заседаний комиссии
Только участник имеет право подавать жалобу. Для этого у него есть 10 дней с момента публикации протокола конкурса или 7 дней для запросов котировок.
Проведение аукциона
- на недоступность площадки во время проведения закупки
- на неточности в протоколах
- на нарушение сроков публикации
Участник может подать жалобу в течение 30 дней.
Оформление жалобы
- Наименование, почтовый адрес, телефон и место нахождения лиц, против которых подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация, если таковые имеются).
- Наименование и место нахождения для юридических лиц, ФИО и место жительства для физических лиц, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон и факс заявителя.
- Номер закупки, наименование и способ отбора, если жалоба связана с закупкой.
- Оспариваемые действия, аргументы и доказательства жалобы.
- Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.
Соблюдайте требования п.8 ст.105 44-ФЗ при составлении жалобы.
В своей жалобе укажите желаемый результат рассмотрения, например:
- отменить закупку (процедура будет повторена с этапа публикации извещения),
- внести изменения в закупочную документацию,
- приостановить заключение контракта с победителем,
- отменить протокол рассмотрения заявок.
Подача жалобы в УФАС или ФАС
- почтовым отправлением,
- личная доставка заявителем,
- доставка курьером с получением расписки,
- некоторые УФАС принимают заявления
Если вам необходимо уменьшить штраф или вернуть деньги за выполненные работы или поставленные товары, вы можете обратиться в суд для защиты своих интересов.
Однако если ваша цель — добиться заключения контракта, подготовьтесь к долгому и сложному судебному процессу.