Техногенные катастрофы: причины, последствия и меры предотвращения

Описание темы работы, актуальности, целей, задач, новизны и содержания. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Примеры техногенных катастроф

Исследование различных типов техногенных катастроф, таких как пожары, взрывы, выбросы опасных веществ, авиационные и железнодорожные аварии, инциденты на АЭС и другие происшествия с серьезными последствиями. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Статистика техногенных катастроф

Анализ данных о числе техногенных катастроф за определенный период времени, статистика погибших и пострадавших, динамика происшествий и их влияние на окружающую среду и человека. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Крупнейшие техногенные катастрофы в России

Обзор самых значительных техногенных катастроф на территории России, включая аварии на шахтах, электростанциях, гибель судов, пожары и другие происшествия с серьезными последствиями. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Причины возникновения техногенных катастроф

Исследование основных факторов и причин, приводящих к техногенным катастрофам, включая человеческий фактор, технические неполадки, нарушения в производственных процессах и другие аспекты. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Последствия техногенных катастроф

Анализ последствий техногенных катастроф для окружающей среды, здоровья человека, экономики и общества в целом, включая долгосрочные и краткосрочные эффекты происшествий. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Меры предотвращения техногенных катастроф

Обзор существующих и разработка новых мер по предотвращению техногенных катастроф, включая улучшение технических стандартов, обучение персонала, контроль за производственными процессами и другие действия. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Безопасность промышленных объектов

Исследование вопросов, связанных с обеспечением безопасности промышленных объектов, а также анализ современных стандартов и практик, направленных на предотвращение аварий и катастроф на производственных предприятиях. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Безопасность транспортных систем

Анализ вопросов, касающихся безопасности транспортных систем, включая авиационный, железнодорожный и автомобильный транспорт, а также разработка мер по предотвращению аварий и катастроф на транспорте. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Рекомендации по снижению рисков

Разработка рекомендаций и стратегий по снижению рисков возникновения техногенных катастроф, а также улучшение системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Комплексное решение проблем техногенных катастроф

Анализ необходимости комплексного подхода к решению проблем техногенных катастроф, включая взаимодействие различных структур, учреждений и общественности для эффективного устранения угроз. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Совершенствование мер защиты населения и окружающей среды

Исследование необходимости улучшения мер защиты населения и окружающей среды от техногенных катастроф, а также разработка новых стратегий и действий для обеспечения безопасности и экологической устойчивости. Контент доступен только автору оплаченного проекта.

Чрезвычайные экологические ситуации: что это такое и способы защиты

У каждого человека свое отношение к вопросам экологии. Кто-то старается жить так, чтобы помогать природе по мере возможностей. Другие не задумываются об этом. Однако, когда происходит чрезвычайная ситуация, игнорировать проблемы окружающей среды уже невозможно.

  • Причины возникновения чрезвычайных экологических ситуаций
  • Примеры экологических катастроф
  • Методы защиты

Антропогенные аварии: причины, последствия и меры профилактики

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.
Денежная премия.

ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ, ИХ ВИДЫ И МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И.О. Умалатов, курсант, С.Ю. Анисимов, доцент, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

На протяжении всего своего существования человек взаимодействует с окружающим миром и средой обитания. В современном мире человечество сталкивается с проблемами, возникающими из-за проживания в высокоиндустриальном обществе. Вмешательство человека в природу стало более интенсивным и разнообразным, что угрожает глобальной опасностью. Особую угрозу представляют крупные аварии и катастрофы на промышленных объектах, транспорте, а также природные и экологические бедствия. Их социально-экологические последствия можно сравнить с масштабными военными конфликтами. Такие аварии не имеют национальных границ, приводят к гибели людей и вызывают социально-политическую напряженность. На всех континентах эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов, содержащих радиоактивные, взрывчатые и токсичные вещества, которые могут нанести непоправимый ущерб окружающей среде или даже уничтожить жизнь на Земле [1].

Типы техногенных аварий:

— транспортные аварии грузовых и пассажирских поездов, судов, самолетов и космических аппаратов;

— взрывы и пожары в различных зданиях и на промышленных объектах, связанных с добычей, переработкой, хранением горючих и взрывчатых веществ;

Советуем прочитать:  РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

— аварии с выбросом химически опасных веществ при их переработке, хранении или захоронении;

— аварии с выбросом радиоактивных веществ;

— аварии с выбросом биологически опасных веществ;

— гидродинамические катастрофы, такие как прорывы плотин и дамб;

— аварии на электроэнергетических системах, включая атомные электростанции;

— аварии коммунальных систем, необходимых для жизнеобеспечения, таких как канализационные сети, теплосети, системы водо- и газоснабжения;

— аварии на очистных сооружениях, ведущие к массовому загрязнению сточными водами.

Техногенные аварии делятся на:

1) аварии на химически опасных объектах;

2) аварии на радиационно-опасных объектах;

3) аварии на биологически опасных объектах;

4) аварии на пожарно-взрывоопасных объектах;

5) аварии на гидродинамических объектах [2].

Хотя техногенные аварии обычно имеют локальный характер, их экологические последствия могут быть региональными и глобальными. Наибольшую опасность представляют аварии на радиационных объектах (АЭС, предприятия по переработке ядерного топлива), химических заводах, нефте- и газопроводах, транспорте и плотинах водохранилищ [5].

Основные причины аварий:

— нерациональное размещение опасных объектов;

— технологическая отсталость производства;

— увеличение объема транспортировки опасных веществ;

— снижение профессионального уровня работников;

— недостаточный контроль за состоянием опасных объектов;

— низкий уровень техники безопасности;

— отсутствие нормативно-правовой базы страхования техногенных рисков;

— внешние негативные воздействия на объекты.

Объекты потенциальной опасности:

— ядерная, химическая, горнодобывающая и металлургическая промышленности;

— инженерные системы и сооружения (плотины, нефтяные и газовые хранилища);

— газовые и нефтяные магистрали и трубопроводы;

— объекты обороны (ракетно-космические комплексы, склады вооружения) [4].

Для предотвращения техногенных аварий необходимы организационные, технические и правовые меры контроля. Важные правила включают:

1. Размещение опасных объектов на удаленном расстоянии от жилых построек;

2. Грамотная разработка, производство и применение промышленных установок;

3. Безопасность и надежность установок, автоматизация контроля безопасности;

4. Замена изношенного оборудования;

5. Соблюдение правил эксплуатации технического оборудования;

6. Своевременное обслуживание техники и оборудования;

7. Совершенствование пожарной защиты;

8. Снижение уровня опасных веществ до допустимого уровня;

9. Соблюдение правил при перевозке и хранении опасных грузов;

10. Использование прогнозов чрезвычайных ситуаций для улучшения систем безопасности.

Список использованной литературы:

1. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Автокатастрофы.

2. Источники загрязнения среды обитания. В.И. Коротков, 2001. – 114 с.

3. Чистик О.В. Экология: Учеб. пособие. — Мн.: «Новое знание», 2000. – 248 с.

4. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении.

5. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Техногенные катастрофы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОБЪЕКТА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
С.Н. Хаустов, начальник кафедры, к.т.н., А.И. Бобров, заместитель начальника кафедры, к.т.н., доцент, С.А. Бокадаров, преподаватель, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Процесс принятия управленческих решений в организации гражданской обороны состоит из нескольких этапов. Схема выработки обоснованных управленческих решений по управлению гражданской обороной основывается на системном анализе и показана на рисунке 1.

Рис. 1. Принципиальная схема принятия решений по управлению гражданской обороной

План гражданской обороны включает оценку возможной обстановки на объекте и мероприятия при приведении в готовность в случае внезапного нападения. Данный документ содержит подробный анализ объекта. Задачи в области гражданской обороны определены в [1], а цели должны обладать определенными характеристиками.

Ущерб от техногенных чрезвычайных ситуаций

Ежегодный ущерб от аварий и катастроф в высокорисковых отраслях составляет десятки миллиардов рублей. Потери от природных катастроф находятся примерно на том же уровне. Кроме того, человеческие потери измеряются десятками тысяч жизней, а также ухудшением гигиенических условий окружающей среды.

Экологические проблемы тесно связаны с макроэкономической ситуацией в России, в частности с критическим состоянием многих опасных производств из-за износа основных фондов. За последние два десятилетия количество техногенных аварий и катастроф выросло в 6 раз.

В России насчитывается около 100 тысяч опасных производств и объектов. В ближайшее время затраты на их срочную модернизацию, реконструкцию и выведение из эксплуатации могут достигнуть 15-20% ВНП, в то время как ущерб уже составляет около 3-5% ВНП. Рост этого ущерба может привести к тому, что экономика России вскоре не сможет компенсировать потери от природных и техногенных катастроф. Это прямое следствие износа производственного оборудования.

Советуем прочитать:  Возраст выхода на пенсию мужчин-полицейских в России: Полный обзор пенсионного возраста

В России площадь территории, где существует потенциальная угроза химического загрязнения, составляет 300 000 кв. км, на которой проживает около 54 миллионов человек.

Оценка экологических последствий техносферной опасности

Понятия экологической безопасности являются одними из важнейших в теории управления охраной окружающей среды.

Положение в области техногенной безопасности усугубляется акцентом на борьбу с последствиями чрезвычайных ситуаций, а не на их предупреждение. Кроме того, угрозу представляют техногенный терроризм, криминализация и милитаризация общества, а также приоритет политических целей перед экологическими.

Серьезной проблемой являются умышленные нарушения экологических требований по экономическим причинам. Производственная политика предприятий часто игнорирует природоохранные требования в пользу производственных и технологических нужд. При этом внимание к экологическим правонарушениям ослаблено по сравнению с другими преступлениями, и их латентность может достигать 95-99%.

Экологические последствия техногенного воздействия на природу можно оценить с помощью биологического и геофизического мониторинга. При такой оценке уделяется большое внимание изменениям в структуре сообществ живых организмов (состав сообщества, биоразнообразие, особенности биотических связей между представителями сообщества и т.д.) и физическим параметрам состояния среды обитания, изменяющимся в результате увеличения техногенной нагрузки.

Негативные последствия техногенных аварий и катастроф влияют не только на живые организмы (включая человека), но и на их среду обитания, изменяя ландшафтно-геохимические условия. Экологические последствия связаны прежде всего с загрязнением территорий вредными для биосферных объектов веществами (радиоактивными, химическими, биологическими).

Последствия техногенного воздействия можно разделить на две части:

  1. последствия, которые могут быть скомпенсированы благодаря самоочищающим свойствам природы;
  2. последствия, недоступные для процесса такой компенсации.

Во втором случае компенсация может быть достигнута, если в системе провести преобразования некомпенсируемых веществ в другую, компенсируемую форму.

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий

Практически любую аварию можно предсказать незадолго до её возникновения. Дело в том, что у любых техногенных происшествий есть четыре основные стадии развития, о которых мы и поговорим на данном уроке.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

2. Предоставляйте видеоуроки в личные кабинеты учеников.

3. Просматривайте статистику просмотра видеоуроков учениками.

Конспект урока «Основные причины и стадии развития техногенных происшествий»

Среди наиболее значительных техногенных происшествий двадцать первого века отмечаются: прекращение работы Саяно-Шушенской ГЭС, катастрофа на электростанции «Фукусима», пролив мазута у побережья Испании, выброс опасных химических веществ во Франции. По-видимому, ничто не предвещало подобных инцидентов, и они обрушились как лавина. Однако, на самом деле почти любое происшествие можно предсказать заранее. Дело в том, что происшествие проходит несколько этапов развития, прежде чем превратиться в катастрофу и привести к чрезвычайной ситуации.

Первый этап: накопление несоответствий в работе машин и механизмов, а также в использованных технологиях по отношению к установленным требованиям. Проще говоря, происходит следующее: в работе определенного оборудования возникают проблемы, которые игнорируются, потому что оборудование все еще выполняет свои основные функции. В конечном итоге возникает ситуация, которая стимулирует возникновение события, лежащего в основе аварии. Это и есть второй этап развития техногенного происшествия. Другими словами, неисправности в работе оборудования возникают в критический момент и, соответственно, сопровождаются критическими последствиями. Третий этап представляет собой непосредственно развертывающуюся аварию и возникновение чрезвычайной ситуации (то есть, оборудование вышло из строя, и произошел сбой в работе всей системы). Ну и четвертый этап развития – это локализация и устранение возникшей чрезвычайной ситуации.

Давайте для ясности рассмотрим все четыре фазы развития техногенных инцидентов на примере домашних событий. Например, изначально в вашем доме находится абсолютно исправный электрический чайник. Спустя некоторое время, чайник начинает странно жужжать, а затем время от времени даже искриться и так далее. Люди обычно не обращают на это внимание – ну работает, и все в порядке. Это первая фаза. Во второй фазе: чайник включен, оставлен на кухне, а сами вы ушли в комнату. Тут уже давно неисправная проводка дает сбой и происходит возгорание. И если рядом с розеткой оказались салфетки или полотенце – то и они могут загореться. Это уже будет третьей фазой, то есть развитием возникшего чрезвычайного ситуации.

Благодарно, если жители своевременно уловят запах гари с кухни (это предотвращение чрезвычайной ситуации) и тут же побегут, чтобы потушить огонь водой (это устранение чрезвычайной ситуации).

Такой подход может привести к серьезным техногенным ЧП на крупных объектах, влекущим настоящие катастрофы. Рассмотрим основные причины возникновения подобных ситуаций в промышленности и на транспорте. Прежде всего, это нарушение трудовой дисциплины и правил безопасности. Часто люди считают, что некоторые аспекты безопасности – это просто мелочи, на которые можно не обращать внимания. Но это не так.

Советуем прочитать:  Процедура рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции

Причиной аварий могут также быть нарушения технологических процессов, то есть, неправильная эксплуатация. Конечно, очень распространенной проблемой является износ оборудования и различных конструкций – об этом мы уже говорили.

Другими факторами, способствующими авариям, являются недооценка систем предупреждения и ликвидации, снижение ответственности на всех уровнях управления и ухудшение профессиональной подготовки работников. В условиях кризиса многие организации стремятся сэкономить деньги и производят сокращение штатов. При этом увольняются наиболее квалифицированные сотрудники, у которых, к тому же, самые высокие зарплаты. Они не задумываются о том, что стоимость ликвидации аварии, произошедшей из-за отсутствия таких сотрудников, может оказаться намного выше.

Имеется множество случаев возникновения аварий по указанным выше причинам. Рассмотрим несколько примеров и постараемся определить, в результате чего произошла авария. Например, из-за разрыва трубопровода может произойти затопление трассы. Это не только останавливает движение автомобилей по данной трассе, но также может привести к серьезным последствиям для здоровья или даже жизни людей, находящихся в этих автомобилях. В данном случае причиной аварии является износ оборудования и конструкций: очевидно, что при должном состоянии труб подобного не произошло бы.

Или, к примеру, недавно в московском метро произошло крушение поезда. Все из-за неправильной эксплуатации контактного рельса (то есть, здесь говорится о нарушении требований технологических процессов).

Еще один пример, который можно привести, – это использование фейерверков. Часто фейерверки становятся причиной серьезных аварий. Тут уже речь идет о нарушении правил безопасности.

И, конечно, вы хорошо знакомы с тем, что происходит, когда за дело берутся люди с низким уровнем квалификации (или, что ещё хуже, если они вообще не квалифицированы). Именно в таких случаях мы сталкиваемся с удивительными результатами и прочими неожиданностями. Естественно, такая организация работы неминуемо приведёт к происшествиям.

Важно отметить, что иногда даже техногенные бедствия происходят не по вине человека, а вследствие естественных катаклизмов. Возьмем, к примеру, случай с «Фукусимой» — всё началось с сильного землетрясения, которое послужило причиной последующих событий. Также, землетрясение может привести к наводнению путем разрушения гидротехнических сооружений.

Уничтожение подобного объекта, как электростанция, влечет за собой отключение электроснабжения. Кроме того, техногенную катастрофу может вызвать извержение вулкана, смерч, цунами или даже падение метеорита. Все эти события могут привести к разрушению дорог, электростанций, складов и прочих объектов, что приведет не только к природной, но и к техногенной катастрофе. Попробуйте сами привести подобные примеры.

Основные этапы развития чрезвычайной ситуации:

1) Накопление отклонений от установленных требований в работе машин, механизмов и используемых технологий.

2) Обстановка, способствующая возникновению чрезвычайного события, лежащего в основе аварии.

3) Прямой процесс развития чрезвычайной ситуации.

4) Ограничение и ликвидация чрезвычайной ситуации.

Основные моменты возникновения аварий:

1) Нарушения трудовой дисциплины и правил безопасности.

2) Нарушения требований технологических процессов.

3) Износ оборудования и конструкций.

4) Недооценка систем предотвращения и устранения аварий.

5) Снижение ответственности на всех уровнях управления.

6) Снижение квалификации персонала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector