Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 N 88-24253/2023
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования истца: 1) Взыскание неустойки; 2) Взыскание компенсации морального вреда; 3) Признание услуги некачественной; 4) Освобождение от оплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Обстоятельства: Ответчик безосновательно начислял истцу плату за вывоз твердых коммунальных отходов, так как услуга оказывалась ненадлежащим образом из-за отсутствия контейнерных площадок на нужном расстоянии от дома истца.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано. Суд первой инстанции, рассмотрев представленные доказательства, пришел к выводу, что оснований для признания услуги по вывозу твердых коммунальных отходов некачественной нет, так как вывоз мусора осуществляется согласно установленным маршруту и графику. Отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в непосредственной близости от дома истца не свидетельствует о неоказании услуги и не освобождает от оплаты. Доказательств, что истец заключал договоры с другими лицами, имеющими лицензию на вывоз отходов, не представлено. Ответчик не обязан оборудовать место накопления отходов.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.08.2023 N Ф04-4107/2023 по делу N А70-18377/2022
Требование: Взыскание долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и пени.
Обстоятельства: Региональный оператор обратился к органу местного самоуправления с требованием оплатить оказанные услуги из-за отсутствия информации о заселении спорных помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду. Претензия не была удовлетворена.
Решение: В удовлетворении требования частично отказано, так как часть объектов муниципального жилищного фонда не являлась пригодной для проживания и подлежала сносу, другая часть объектов была незаселенной. Коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором не каждому собственнику отдельно, а всем владельцам и пользователям помещений в доме одновременно, с определенной периодичностью согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям. Обязанность собственника жилья в МКД по оплате услуги возникает не из факта реального потребления, а из необходимости обеспечивать надлежащее санитарное состояние дома и прилегающей территории, а также поддерживать благоприятную окружающую среду (Постановление N 52-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2022 N 3212-О).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вклад судов в исправление технико-юридических недостатков муниципальных правовых актов
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
(«Муниципальная служба: правовые вопросы», 2025, № 4). Помимо этого, технико-юридические недостатки муниципальных нормативных актов могут рассматриваться судами как нарушающие права и свободы граждан. Так, в Нижнем Новгороде установлен Порядок предоставления субсидий из городского бюджета на возмещение расходов по оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов (далее — Порядок). В пункте 3.5 Порядка предусмотрена возможность отказа в предоставлении субсидий на возмещение расходов в случае отсутствия финансовых средств в городском бюджете на текущий год (абз. 3). Кассационная инстанция установила: «отказ в предоставлении субсидии по причине выявления недостаточности бюджетных ассигнований или исчерпания лимитов бюджетных обязательств в конкретном финансовом году создает неопределенность в вопросе о возмещении расходов и свидетельствует о наличии пробела в правовом регулировании, который имеет конституционное значение и противоречит конституционным гарантиям свободы экономической деятельности, права частной собственности, а также принципам равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод». Решением Нижегородского районного суда от 19 ноября 2019 г., оставленным без изменения в апелляционной и кассационной инстанциях, абз. 3 п. 3.5 Порядка был признан недействительным с момента принятия.
Нормативные акты
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020). Постановлением администрации муниципального образования (далее — постановление) установлен тариф на услуги по вывозу ТБО от индивидуальных жилых домов, оказываемые двумя муниципальными предприятиями, в размере 100 руб. на одного человека в месяц. При этом рекомендовано организациям частной формы собственности, оказывающим те же услуги, применять указанный тариф.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2022 № 52-П
«По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой» Согласно этому постановлению, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляется региональным оператором не каждому индивидуальному собственнику жилого помещения в многоквартирном доме по мере возникновения у него потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям помещений независимо от числа проживающих граждан в доме в текущий момент. Даже если собственник не проживает в данном помещении, не предоставляет его другим лицам, не проводит в нем ремонт или другие действия, связанные с образованием отходов, и не нуждается в вывозе мусора, он обязан поддерживать интерес к сохранности своего жилого помещения и дома в целом. Это необходимо, так как жилое помещение может быть использовано для проживания собственника или его семьи, служить источником дохода, а также состояние дома и прилегающей территории влияет на цену при продаже или аренде. Таким образом, удовлетворение интересов собственника возможно только при условии поддержания дома и прилегающей территории (включая места для накопления отходов) в соответствии с санитарными требованиями, что обеспечивается предоставлением коммунальных услуг региональным оператором.
Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?
Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно этому договору, региональный оператор обязуется принимать отходы, обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник обязан оплачивать эти услуги по установленному тарифу.
В случае отсутствия такого договора граждане несут административную ответственность в виде штрафа от 1 до 2 тысяч рублей (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, региональные власти могут устанавливать свои административные меры. Например, в Московской области отсутствие договора влечет штраф в размере 5 тысяч рублей (ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях).
Кто должен заключать договор?
Как правило, договор на вывоз мусора от имени владельцев квартир заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор непосредственно с региональным оператором.
Минстрой разъяснил, что если на 3 апреля 2018 года не был заключен договор между управляющей организацией многоквартирного дома и региональным оператором, то договор должен быть заключен между собственниками и региональным оператором напрямую (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 года № 41963-АЧ/04).
Следует подчеркнуть, что договор считается заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял никаких действий для его оформления, а в квитанции будет строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.
Может показаться, что раз договор о вывозе мусора автоматически считается заключенным, собственнику не нужно обращаться к оператору. Однако это не совсем так. Не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них отсутствуют назначенные региональные операторы, и услуги по обращению с отходами предоставляют частные организации.
Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется выяснить его наличие у управляющей компании или регионального оператора. Если договора нет, его необходимо заключить. При этом следует учитывать, что наличие договора подтверждается строкой в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО. В таком случае собственника не привлекут к ответственности.
Что представляет собой договор?
Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму просто. В основном нужно выбрать текст из предложенных вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре и не требуют согласования.
Необходимо указать место накопления мусора. Также в договоре нужно уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем, исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилами определения таких нормативов. Кроме того, нужно указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) этот срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).
Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?
Многие владельцы домов в частном секторе не имеют договоров о вывозе мусора. Они занимаются этим самостоятельно, так как количество отходов незначительное.
В Жилищном кодексе не решен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. Однако это не освобождает владельцев домов от данной обязанности. Закон об отходах производства и потребления обязывает местные органы власти самостоятельно решать этот вопрос. Следовательно, жильцам частного сектора следует обращаться с проблемой вывоза отходов в местные органы власти.
Выходом из сложной ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ информирует местные органы власти о своем создании и заключает договор на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.
Можно также заключить договор иначе. Представитель ТСЖ обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.
1 Решение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «О установлении нормативов скопления твердых бытовых отходов» (включая «Правила установления нормативов скопления твердых бытовых отходов»).
2 Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2019 года по делу № АКПИ19-128.