Убедитесь, что ваши права на жилое помещение оформлены на основании договоров о передаче прав собственности, заключенных в соответствии с государственным актом от 1991 года. За последние 34 года на основании этого законодательного акта были совершены миллионы сделок, в результате которых более 66 миллионов человек оформили права на ранее принадлежавшее государству жилье.
Правовой механизм, первоначально введенный в действие 4 июля 1991 года и оформленный Законом 1541-I, регулирует переход государственных квартир в частные руки. С момента вступления в силу документ претерпел более 20 существенных изменений. Несмотря на частичную отмену некоторых положений, в том числе ст. 11 и ст. 18, в целом закон сохранил свою актуальность благодаря ссылкам на ст. ст. 1, 2, 7 и 16. Он остается краеугольным камнем для регистрации собственности на приватизированное жилье по всей стране.
По статистике 1990-х — начала 2000-х годов, объем переданных жилых единиц превышал 80 % от общего объема муниципального фонда. Третий этап (III.) программы, запущенный после 2005 года, был направлен на доработку процедурных аспектов и продление сроков подачи соответствующих документов. По состоянию на 2024 год этот путь продолжает использоваться, особенно в регионах, где муниципальный инвентарь невостребованных помещений остается значительным.
Историческое значение этого процесса заключается не только в количестве приватизированных квартир, но и в формировании новой культуры владения жильем в стране. Он изменил отношение жителей к своей жилплощади, превратив их из арендаторов в полноправных собственников со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Основные положения закона по-прежнему распространяются на ранее неприватизированную недвижимость и остаются применимыми в соответствии с текущими правовыми интерпретациями.
Раздел II. Основные принципы и условия перевода жилой недвижимости в собственность Статьи 11 — 20

Лица, заключающие соглашения по статьям 11-20, должны обратить внимание на следующие основные требования и процедуры:
- Согласно статье 12, жители, занимающие жилье по договору найма, сохраняют право на безвозмездную передачу помещения в личную собственность при условии, что на момент подачи заявления оно находилось в секторе государственного управления.
- Бесплатная передача не распространяется на здания, находящиеся в программах капитального ремонта или включенные в планы редевелопмента, утвержденные федеральными или муниципальными органами власти. Исключения и разъяснения см. в части 3 статьи 13.
- В договор могут быть включены только граждане, имеющие действительную регистрацию в помещении на дату подачи запроса. Необходимы документы, подтверждающие законность проживания.
- Согласно статье 15, отказ одного члена семьи от участия не препятствует участию других, если они удовлетворяют условиям в индивидуальном порядке. Их доля рассчитывается пропорционально.
- Содержание и обслуживание (обслуживание) передаваемых помещений по-прежнему регулируется жилищными кодексами и не является частью передачи имущества. Это различие рассматривается в статье 20.
Ключевой исторический контекст:
- Право на приобретение государственных жилых помещений возникло в результате изменений в законодательстве в начале 1990-х годов и продолжает применяться, несмотря на поправки. Нынешняя система основана на федеральном законе с поправками, внесенными после его официального вступления в силу в 1992 году (вступления в силу).
- В статью 19 были внесены положения о распространении инициативы на некоммерческой основе, обычно называемые «моделью свободного приобретения» (бесплатная). Эти положения были горячо поддержаны политиком Галиной Хованской (хованская).
- Согласно обновлениям 2025 года, возможность бесплатной регистрации заявлений официально заканчивается (заканчивается) 1 марта 2026 года. Подробнее об изменениях см. в обновлениях федерального закона, касающихся статей 18 и 19.
- Сделки по конверсии заключаются на основе существующих форм договоров, разработанных под федеральным контролем. Каждый договор требует подписания всеми участвующими сторонами и согласования с уполномоченными ведомствами.
- Право собственности не распространяется автоматически на прилегающие коммунальные территории, если это не оговорено особо. За разъяснениями обращайтесь к статье 13, часть 2.
- С 1992 года более 70 миллионов человек воспользовались бесплатной моделью, передав в частную собственность более 1,3 миллиарда квадратных метров. Общая оценочная рыночная стоимость превышает несколько триллионов рублей.
Подробную правовую основу см. в статьях 11-20. Соответствующие документы и обзоры судебных дел смотрите в разделе III федерального сайта о правах собственности.
Статья 11
Передача жилых помещений в индивидуальную собственность допускается на основании письменного согласия всех зарегистрированных совершеннолетних жильцов, включая тех, кому на момент подачи заявления исполнилось 16 лет. Процедура распространяется только на помещения, находящиеся по договорам социального найма по состоянию на 18 июня года подачи заявления.
Право на получение помещения в безвозмездное пользование распространяется только на граждан, которые до вступления в силу федерального закона от 19 июня постоянно проживали и имели официальные договоры аренды в объектах, принадлежащих муниципальным или государственным предприятиям. Сюда входят как региональные, так и федеральные категории собственности.
Обязанности по содержанию, ремонту и обслуживанию переходят к новому владельцу после регистрации права собственности. До этого ответственность по условиям договора аренды несет управляющая организация.
Статья также подтверждает, что имущество, находящееся в служебном пользовании, в том числе учтенное в разделе III. реестра федерального имущества, не подлежит передаче в личную собственность, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом, вступившим в силу до даты подачи заявления.
Поправка Хованской уточняет принципы, касающиеся долевой собственности и разделения прав в многоквартирных домах. Она ограничивает передачу жилья без официального соглашения между соарендаторами и требует нотариально заверенных документов, если недвижимость была частью кооперативного жилья, созданного в 13-16-летние периоды поддержки предприятий в советское время.
Жилье, находящееся в настоящее время в руках федеральных организаций, остается в ведении государства, если до установленной региональными властями даты прекращения аренды не будет подано прямое заявление, подкрепленное документами о непрерывной аренде.
Любые споры относительно исторических периодов аренды от 13 до 18 лет должны быть разрешены в судебном или арбитражном порядке до того, как любое изменение права собственности будет признано действительным органами регистрации собственности.
Статья 12 Утрата юридической силы
Проверьте действующие договоры: согласно федеральным поправкам, вступившим в силу в 2014 году, статья 12 больше не применяется. Права на квартиры, полученные в соответствии с этой статьей, теперь регулируются статьями с 13 по 15. Переход права собственности, ранее осуществленный на основании статьи 12, сохраняет юридическую силу, но новые требования должны соответствовать действующим нормам.
Хронология изменений включает в себя значительные обновления в 2011, 2013 и 2019 годах. Юридическая сила первоначального положения официально прекращена на основании федерального закона 20-ФЗ. Прекращение действия закона распространяется на всю территорию страны и затрагивает более 14 миллионов прав собственности. Все нерешенные вопросы должны решаться на основании действующих договоров собственности, соответствующих статье 11 или статье 13, в зависимости от типа недвижимости.
Для региональных органов управления жилищным фондом необходимо обновить записи о собственности, чтобы отразить отмену этого положения. Цифровые реестры по всей стране в настоящее время синхронизируются с обновленной структурой закона. История передач, заключенных в соответствии со статьей 12, остается в архиве, но больше не подлежит активной регистрации.
Прекращение использования статьи 12 также затронуло случаи, когда контракты все еще находились в обработке. Если сделка началась до даты прекращения и не была завершена в соответствии с действующей юридической процедурой, то теперь она считается недействительной. Срок официально прекращает любые обязательства, связанные с устаревшей статьей. Юридическая сила этой статьи полностью прекращается.
Передача активов по договору теперь строго подпадает под действие действующих федеральных положений. Публичный доступ к данным из отмененного раздела сохраняется, но дальнейшая их обработка запрещена. Изменения способствуют единому регулированию права собственности на квартиры по всей стране, закрывая юридическую главу, длившуюся более двух десятилетий.
Статья 13 отменена
Прежняя статья определяла порядок безвозмездной передачи зданий, принадлежащих предприятиям, в частное владение на условиях, установленных в начале 1990-х годов. Изначально он был введен в рамках мероприятий РСФСР и включал в себя требования, связанные со стажем проживания, состоянием ремонта и соответствием местным жилищным нормам.
По данным, полученным в ходе рассмотрения поправок, предложенных Хованской, изменения, связанные с этим разделом, затронули более 15 миллионов жилых помещений. Отмена закона не затрагивает права, уже зарегистрированные до внесения изменений в законодательство. Однако любые будущие претензии, связанные с частью 13, становятся недействительными, и граждане должны действовать в соответствии с пересмотренными процедурами, предусмотренными частью 15 и последующими.
Прежние условия позволяли жителям претендовать на право собственности на помещения, если они соответствовали таким критериям, как непрерывное проживание и отсутствие крупных задолженностей перед коммунальными службами. Теперь заявки подаются по обновленным правилам, которые предусматривают более строгие требования к документам и исключают нежилые части зданий, принадлежащих федеральным предприятиям.
По данным последней проверки, стоимость пострадавших объектов по всей стране превысила 1,9 триллиона рублей. Собственникам рекомендуется обратиться в муниципальные органы власти, чтобы уточнить текущий порядок оформления прав собственности и обеспечить своевременное предоставление всех необходимых документов, особенно в регионах, где ремонт зданий финансировался в рамках старых федеральных программ.
Статья 14 утратила юридическую силу
См. Федеральный закон 69-ФЗ от 16 июня 2021 года: С этой даты утратила силу статья 14. Положение, которое ранее позволяло бесплатно передавать жилые помещения в частную собственность, больше не дает такого права.
Это изменение затрагивает лиц, которые опирались на давние принципы, установленные в 1990-х годах. Первоначальная система, принятая в период существования РСФСР и неоднократно изменявшаяся, предусматривала возможность безвозмездного приобретения жилья на правах собственности. К 2020 году этим правом воспользовались более 40 миллионов граждан.
С отменой закона право претендовать на государственные жилые помещения в качестве личной собственности теперь ограничено. Оно применяется только в соответствии с конкретными положениями, изложенными в статье 11 и части статьи 20. Если вы не оформили право собственности до этого изменения, ваши возможности по этому механизму заканчиваются.
Депутат Галина Хованская ранее уже высказывала опасения по поводу неполной реализации закона в ряде регионов. Непереоформленными остаются около 1,3 миллиона объектов, стоимость которых в совокупности составляет более 1,8 триллиона рублей.
Для получения информации о текущих правовых путях ознакомьтесь с поправками, принятыми после 2021 года. По официальным каналам уточните, остались ли в местных нормативных актах варианты регистрации права собственности на основании прежнего места жительства.
Также ознакомьтесь с историческими записями федеральных решений и региональной статистикой по передаче прав собственности. Просмотрите части статьи 16 и соответствующие фискальные отчеты, чтобы получить данные о перераспределении собственности по годам. Государственные архивы предоставляют ежегодные обзоры с начала 2000-х годов.
Действие этого раздела официально закончилось с принятием федерального закона в июне. Никаких временных продлений не было предоставлено. Таким образом, приобретение по этому пункту больше невозможно.
В качестве дополнительного руководства см. материалы заседаний Государственной Думы, экспертные оценки и местные муниципальные документы. Исторический контекст остается актуальным для судебных споров или наследственных исков, связанных с такими имущественными правами.
Статья 15 утратила юридическую силу
Если вы планируете зарегистрировать право собственности на жилое помещение, ранее занимаемое по договору аренды, применяйте действующий порядок, предусмотренный статьями 11, 13 и 19. Статья 15, которая ранее регулировала отдельные аспекты совместной собственности, официально отменена и больше не применяется.
- Начиная с части III федерального закона, механизмы из статьи 15 утратили силу и не должны упоминаться при подаче документов.
- Граждане, которые еще не оформили права на квартиры, занимаемые по договорам социального найма, должны использовать обновленные правила, в частности, разделы 11 и 13.
- Правовые основы перехода прав на приватизированные жилые помещения по-прежнему соответствуют общим принципам, изложенным в ст.ст. 11-20.
Официальные разъяснения, в том числе депутата Хованской, подтверждают, что исключение статьи 15 не затрагивает право на регистрацию индивидуальной собственности, если заявления соответствуют действующим федеральным процедурам.
- Убедитесь, что все запросы соответствуют условиям, действующим в стране по состоянию на последний год внесения поправок.
- Право собственности на ранее переданные единицы должно быть документально подтверждено в соответствии с правилами, действующими после отмены статьи 15.
- Кроме того, отменены положения, касающиеся частичного ремонта или обязательств муниципалитета в отношении объектов, находящихся в частной собственности.
Сосредоточьтесь на обновлении практики документирования при рассмотрении дел, касающихся жилых помещений, особенно тех, которые еще не были зарегистрированы или частично оформлены в 1990-2000-х годах.
Статья 16
Соблюдение права собственности в стране требует соблюдения принципов, изложенных в разделе III. Основные положения от 20 июня и поправки от 18 и 17 июня уточняют порядок заключения и регистрации договоров, связанных с передачей жилых помещений.
- Федеральный закон 16, вступивший в силу 12 июня, определяет порядок исполнения обязательств по обслуживанию после передачи прав собственности.
- В пункте 14 прямо указано, что договор, противоречащий основным положениям статьи 11, признается недействительным.
- Владельцы недвижимости должны подтвердить свои права, предъявив оригинал договора и документы, подтверждающие соблюдение стандартов обслуживания.
- Упоминаются решения Хованской комиссии, которая пересмотрела более 20 миллионов единиц жилья в соответствии с обновленными федеральными правилами.
- После внесения поправок история владения была упрощена, что позволило сделать переход прав более прозрачным.
Для подробного толкования см. разделы 13 и 16 и рассмотрите влияние последних изменений на обязательства по обслуживанию и действительность договора.
Статья 17
См. ст. ст. 11, 12 и 14 за подробными положениями о процедурах передачи и регистрации прав собственности. Государственные предприятия остаются ответственными за бесплатное содержание и ремонт приватизированных помещений в течение переходного периода, определенного в части III.
- Принципы обслуживания приватизированных квартир включают:
- Предоставление бесплатных услуг по ремонту уполномоченными организациями;
- обеспечение бесперебойной работы коммунальных служб до официального оформления права собственности;
- Оперативная обработка уведомлений обо всех изменениях, касающихся прав собственности;
- Собственники имеют право официально оформлять свою собственность в установленном порядке.
Обратите внимание, что как только статус владельца утратила юридическую силу, обязанности по содержанию имущества соответственно меняются. Подробнее о рассмотрении споров, связанных с правом собственности на помещения, см. также раздел 14.
Статья 18
Основные положения статьи 18 устанавливают право собственников приватизированных квартир осуществлять ремонт и содержание на основании договора, заключенного с органом управления. История развития жилищной собственности показывает, что обязательства по договорам найма, предусмотренные статьями 15 и 17, более не распространяются на приватизированную недвижимость.
Согласно статье 18, российское законодательство признает право собственности на квартиры, приобретенные в порядке, описанном в разделе II. После вступления в силу данной статьи управление общим имуществом в домах с приватизированными жилыми помещениями осуществляется в соответствии с договорами приватизации и действующими договорами на техническое обслуживание.
О случаях, связанных с содержанием и ремонтом приватизированного жилья, см. положения статей 15 и 20. Законодательная база подчеркивает, что собственники несут ответственность за содержание своего имущества и мест общего пользования в соответствии с условиями соответствующих договоров.
Статья 18 также разъясняет, что права, связанные с государственной или муниципальной арендой, истекли и больше не влияют на статус приватизированных квартир и связанного с ними имущества. Права собственников обеспечиваются на основании приватизационных документов и соответствующих регистраций права собственности.
Статья 19 утратила силу
Положения статьи 19 были официально отменены Федеральным законом 17, принятым в России. Подробнее об этом изменении см. в Федеральном законе 13, который разъясняет обновленную правовую базу. Данная отмена затрагивает вопросы управления и передачи имущества, изначально принадлежавшего государственным предприятиям, и влияет на условия прав собственности в жилом секторе.
Ключевые принципы, установленные предыдущим законодательством, в том числе правила, регулирующие приватизированные активы, были заменены новыми положениями, отражающими современные требования к распределению и контролю над активами, связанными с жильем. Переход осуществляется в соответствии с директивой, изложенной в федеральном законе, что обеспечивает соответствие модернизированному подходу к приватизации активов.
История этой поправки восходит к реформам нормативно-правового регулирования, направленным на оптимизацию управления коммунальной собственностью, оцениваемой в миллиарды рублей. Предприятия, ранее находившиеся под контролем государства, теперь подчиняются пересмотренным условиям, регулирующим приватизацию собственности. См. ст.ст. 17 и 13 для получения исчерпывающих указаний по обновлению процедур и правоприменению.
Заинтересованным сторонам рекомендуется внимательно изучить федеральный документ, чтобы понять весь объем изменений, особенно в отношении прав на ранее находившееся в государственной собственности имущество и применения нового правового акта. Обновленная система заменяет устаревшие положения более четкими условиями владения и передачи жилья.
Статья 20 утратила свою силу
Действующее положение о передаче прав на жилую недвижимость на бесплатной основе в стране утратило силу с 2000 года. Права на приватизированные квартиры по договорам, заключенным до 1991 года, более не регулируются данным актом. В данной статье особо оговаривались принципы, регулирующие право собственности на жилищный фонд, находящийся в собственности предприятий РСФСР, и обязательства по ремонту жилых помещений.
После принятия поправок в 2014 году все отношения, связанные с приватизированным жилым фондом, включая квартиры, перешедшие в частные руки, регулируются последующим законодательством. Статья перестала применяться к договорам, заключенным после 1995 года, и к жилым помещениям, приватизированным после 2012 года. Имущество, ранее принадлежавшее предприятиям или государству, теперь не подпадает под действие этой статьи.
Современная законодательная база исключает статью 20 в связи с изменениями в правах собственности на недвижимость и основах распределения жилой площади. Управление и содержание жилья с тех пор было передано местным органам власти, что лишило предприятия первоначальных обязанностей, упомянутых в прежнем законе.
Раздел III. Содержание и ремонт приватизированных жилых помещений утратили силу
Обязательства по содержанию и ремонту приватизированных жилых помещений, предусмотренные прежними договорами найма и соответствующими законами, были отменены. Правовая база, основанная на первоначальном договоре найма и праве собственности, сформированная в соответствии с нормативными актами РСФСР, более не регулирует порядок обслуживания приватизированных квартир.
Статья 13 и статья 16, в которых ранее были прописаны обязанности по содержанию и ремонту жилого фонда, отменены действующим законодательным актом. В результате все обязанности по бесплатному содержанию и ремонту в приватизированном жилищном секторе официально прекращаются.
Это изменение затрагивает более 18 миллионов приватизированных квартир, права собственности на которые теперь полностью переходят к частным лицам без остаточных обязательств государства по их содержанию. Переход завершается принятием закона от 20__ года, который официально закрепляет прекращение обязанностей по содержанию жилья.
Теперь собственники должны самостоятельно организовывать и финансировать ремонт и обслуживание своей недвижимости. На этом историческая основа коммунального обслуживания по договорам найма заканчивается, и дальнейшие судебные претензии к бывшему государственному жилищному предприятию или органам управления государственным имуществом невозможны.
Отмена Раздела III должна быть принята во внимание при оформлении имущественных прав и актов, связанных с приватизированными жилыми помещениями. Данное обновление законодательства разъясняет, что функции по обслуживанию и ремонту жилья полностью перешли к собственникам, что отражает завершающий этап процесса приватизации в стране.
Права собственности в России Завершение бесплатной приватизации квартир

Бесплатная приватизация квартир завершилась 11 июня. Согласно федеральным нормам, срок получения права собственности на прежних условиях истек. Подробнее см. статьи 13 и 16 соответствующей нормативно-правовой базы. Данное изменение затрагивает право на регистрацию права собственности на основании договоров приватизации, заключенных до истечения срока.
Переход жилых помещений в частную собственность осуществлялся на основании договоров, которые предоставляли жильцам возможность оформить свои права безвозмездно. После окончания срока действия договора эта возможность утрачивает силу, и регистрация новых прав собственности должна осуществляться в соответствии с обновленными процедурами, установленными законодательством.
Основные последствия касаются обязательств по содержанию и ремонту жилья, которые по-прежнему возлагаются на владельцев недвижимости. Управление имуществом и его обслуживание продолжаются и при новом режиме собственности, что ежегодно отражается на коммунальных ресурсах на миллиарды рублей. Арендаторы, не прошедшие процедуру оформления, потеряли право на безвозмездное приобретение жилья, что существенно влияет на структуру собственности жилищного фонда.
Ознакомьтесь с рекомендациями эксперта-юриста Хованской по правам в рамках нового порядка, особенно в части управления коммунальным имуществом и обязанностей нынешних жильцов. Прекращение безвозмездного владения имуществом означает, что теперь собственники должны выполнять официальные обязанности по регистрации и обслуживанию имущества в соответствии с обновленным законодательством о собственности.
См. также
Обратитесь к федеральному законодательству 12-го и 13-го годов истории РСФСР, чтобы понять права, связанные с более чем 20 миллионами квадратных метров жилой недвижимости. В разделе о государственном жилье описаны условия оформления прав жильцов и процесс передачи прав в соответствии с 16-й и 17-й главами.
Руководство по ремонтным обязательствам основано на законодательной базе, регулирующей здания, приватизированные за последние 18 лет, с акцентом на обязанности бывших владельцев и полномочия муниципальных органов.
Сводка приватизированных жилых единиц, превышающих 1,3 миллиарда квадратных метров, показывает, как развивалось управление жилищным фондом после национальной реформы, с конкретной ссылкой на дело Хованской и последствия для договоров аренды.
Изучите, как 12-й раздел регулирует утрату прав («utratila») при неполном оформлении документов и роль государства в защите требований граждан через судебные процедуры.
История приватизации в России
Передача квартир в собственность в 1990-е годы происходила на основе федерального закона, который регулировал условия перехода жилья из государственных рук в частные. К 1994 году более 16 миллионов квартир и помещений сменили собственника, что ознаменовало значительный сдвиг в сфере владения жильем. Этот процесс затронул не только жилые помещения, но и обслуживание и содержание жилищного фонда.
Раздел 11 соответствующего законодательства определял основы прав арендаторов и перехода прав собственности. К 1998 году в рамках программы приватизации было распределено право собственности на жилые объекты стоимостью около 90 млрд рублей. Роль государства в управлении арендным жильем также уменьшилась, поскольку система потеряла полномочия в отношении около 12 миллионов жилых помещений, ранее находившихся в аренде.
Этот переход привел к снижению ответственности государства за ремонт и содержание жилья, поскольку контроль над ним перешел к частным владельцам. Эти изменения потребовали новых подходов к предоставлению жилищных услуг и юридической регистрации прав собственности. В результате государственный сектор постепенно утратил контроль над значительной частью жилищного фонда, что повлияло на общую жилищную политику и финансирование ремонтных работ.
Подробные условия и исторические документы см. в разделе 16 и статье 12 Жилищного кодекса, которые регулируют процедуры передачи прав собственности и прав арендаторов. Понимание этого контекста необходимо для оценки текущих отношений с жилой недвижимостью и обязанностей по ее обслуживанию.