Главная цель административного надзора — предотвращение совершения преступлений и других правонарушений лицами, находящимися под наблюдением, а также оказание на них индивидуального профилактического воздействия.
Административный надзор устанавливается для осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних или для рецидивистов. Ограничения применяются, если эти лица систематически нарушали режим отбывания наказания или в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.
Также предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Независимо от других оснований административный надзор может быть установлен в отношении лиц, совершивших преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего и страдающих педофилией, если им требуется принудительное лечение или срок погашения судимости.
В соответствии с законом поднадзорному лицу могут быть запрещены нахождение в определенных местах, посещение массовых мероприятий, выход из дома в определенное время, выезд за установленную территорию. Поднадзорные обязаны периодически являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации (1-4 раза в месяц). Их соблюдением ограничений следит ОВД.
Решение о введении надзора принимается судом по заявлению исправительного учреждения или ОВД на срок от 1 до 3 лет (но не дольше срока погашения судимости), а в случае рецидивистов — на период погашения судимости. Этот срок может быть продлен в случае систематических нарушений общественного порядка поднадзорным лицом, а также сокращен при
Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, или исправительных работ на срок до двух лет, или лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а также самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
В первой части новой редакции этой статьи невыполнение лицом, на которого наложен административный надзор, административных ограничений или судебных ограничений в соответствии с федеральным законодательством, если такие действия (или бездействие) не составляют уголовно наказуемое преступление, влечет наложение административного штрафа от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Во второй части этой статьи предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа от пятисот до одной тысячи рублей за неисполнение лицом, на которого наложен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (или бездействие) не являются уголовно наказуемым преступлением.
Организация исправительной системы
Протесты лета 2019 года в Москве привели к приговорам к реальному лишению свободы для шести человек: Павла Устинова, Константина Котова, Данилы Беглеца, Кирилла Жукова, Ивана Подкопаева и Евгения Коваленко. Всего им назначили 19 лет лишения свободы. Приговоры будут обжалованы, но если фигуранты «московского дела» не будут оправданы, им придется на личном опыте узнать, как устроена российская исправительная система, которая принципиально отличается от западной.
Главная особенность отечественной системы наказаний заключается в том, что 99% осужденных содержатся не в камерных учреждениях, как в западных странах, а живут в общежитиях.
В российских исправительных учреждениях контроль над заключенными усложняется в случае, если тюрьма имеет ячеистую структуру. В модели послесоветских тюрем основную роль играют оперативники, а основной источник информации – сами осужденные, которые являются глазами и ушами для оперативников. Допустим, в типичной колонии содержится 1000 человек, и на них приходится около пяти оперативников. Таким образом, каждый оперативник ответственен за 200 осужденных, а также за управление отрядами. Управление строится на базе информаторской сети и строгих наказаниях за малейшие нарушения, поскольку недостаточное количество персонала вынуждает применять такие меры.
Система общежитий также оказывает влияние на самоуправление среди заключенных. С одной стороны, создаются формальные должности для осужденных, такие как дневальные отряда, помощники начальника отряда, библиотекари и другие, иногда более влиятельные, чем некоторые сотрудники. С другой стороны, возникает самоуправление сверху, когда осужденные начинают управлять другими по своему усмотрению. В условиях общежитий легче организовать самоуправление и укоренять идеи воровского мира, чем в тюрьме с ячеистой структурой и паноптикумом.
Наиболее распространенные типы исправительных учреждений – колонии общего и строгого режима. Женщины отбывают наказание только в колониях общего режима. Эти два типа колоний сегодня содержат чуть более 400 000 человек, что составляет 91,4% от общего числа заключенных. Общий и строгий режимы делятся на группы для первократных и рецидивистов.
Колонии общего и строгого режима отличаются, главным образом, количеством разрешенных свиданий, посылок и средств на лицевом счете, которые осужденные могут использовать. Например, в колониях строгого режима осужденные могут иметь по три краткосрочных и три длительных свидания с родными в год, а в колониях общего режима – по шесть краткосрочных и четыре длительных. Основное большинство осужденных не имеет права свободно передвигаться по территории вне своей локальной зоны без разрешения или сопровождения сотрудника. Такое право предоставляется только осужденным, занимающим административные должности. Осужденные чаще всего проживают в общежитиях, где отделяются только отрядами, а внутри отряда живут в одном помещении с дву
Изменение принципов организации тюремного содержания — от перехода от полиоптикума к паноптикуму (от общежитий к камерному содержанию) для осужденных за преступления, не подлежащие иным видам наказания, разумно с точки зрения обеспечения безопасности и контроля. Однако необходимо учитывать соблюдение европейских стандартов жилищных условий и режима содержания осужденных, что сейчас осуществляется лишь в ограниченном числе российских тюрем. Основные недостатки такой системы для заключенных — ощущение замкнутого пространства и невозможность хотя бы временно укрыться от посторонних глаз, потерявшись среди других осужденных. В российском контексте дополнительные сложности камерного содержания связаны с тем, что сотрудники вынуждены выводить заключенных из камер по одному, а не группами, как это принято в колониях. Это затрудняет организацию работы, обучение и медицинскую помощь.
Некоторые постсоветские страны стремятся отойти от системы общежитий, закрывая колонии и строя новые тюрьмы. Полностью перейти на европейскую модель удалось, например, в Эстонии еще в 1990-е годы. Такой переход возможен в России при условии сокращения численности заключенных, создания более гуманных режимов содержания, включая возможность перемещения в пределах тюрьмы. Кроме того, необходимо строительство новых тюрем и реконструкция существующих с учетом европейских стандартов. Недостаток кадров остается одной из серьезных проблем. Его необходимо решать в первую очередь путем увеличения числа социальных работников, психологов и врачей. Такие меры помогут снизить нагрузку на оперативный персонал, который занимается воспитательной работой и предотвращением конфликтов.
Автор — младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при европейском университете в Санкт-Петербурге
О мероприятиях по административному надзору за освобожденными из мест лишения свободы
Главная цель административного надзора — предотвращение совершения преступлений и других правонарушений лицами, находящимися под наблюдением, а также оказание на них индивидуального профилактического воздействия.
Административный надзор устанавливается для осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних или для рецидивистов. Ограничения применяются, если эти лица систематически нарушали режим отбывания наказания или в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.
Также предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Независимо от других оснований административный надзор может быть установлен в отношении лиц, совершивших преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего и страдающих педофилией, если им требуется принудительное лечение или срок погашения судимости.
В соответствии с законом поднадзорному лицу могут быть запрещены нахождение в определенных местах, посещение массовых мероприятий, выход из дома в определенное время, выезд за установленную территорию. Поднадзорные обязаны периодически являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации (1-4 раза в месяц). Их соблюдением ограничений следит ОВД.
Решение о введении надзора принимается судом по заявлению исправительного учреждения или ОВД на срок от 1 до 3 лет (но не дольше срока погашения судимости), а в случае рецидивистов — на период погашения судимости. Этот срок может быть продлен в случае систематических нарушений общественного порядка поднадзорным лицом, а также сокращен при
Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, или исправительных работ на срок до двух лет, или лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а также самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
В первой части новой редакции этой статьи невыполнение лицом, на которого наложен административный надзор, административных ограничений или судебных ограничений в соответствии с федеральным законодательством, если такие действия (или бездействие) не составляют уголовно наказуемое преступление, влечет наложение административного штрафа от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Во второй части этой статьи предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа от пятисот до одной тысячи рублей за неисполнение лицом, на которого наложен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (или бездействие) не являются уголовно наказуемым преступлением.
Организация исправительной системы
Протесты лета 2019 года в Москве привели к приговорам к реальному лишению свободы для шести человек: Павла Устинова, Константина Котова, Данилы Беглеца, Кирилла Жукова, Ивана Подкопаева и Евгения Коваленко. Всего им назначили 19 лет лишения свободы. Приговоры будут обжалованы, но если фигуранты «московского дела» не будут оправданы, им придется на личном опыте узнать, как устроена российская исправительная система, которая принципиально отличается от западной.
Главная особенность отечественной системы наказаний заключается в том, что 99% осужденных содержатся не в камерных учреждениях, как в западных странах, а живут в общежитиях.
В российских исправительных учреждениях контроль над заключенными усложняется в случае, если тюрьма имеет ячеистую структуру. В модели послесоветских тюрем основную роль играют оперативники, а основной источник информации – сами осужденные, которые являются глазами и ушами для оперативников. Допустим, в типичной колонии содержится 1000 человек, и на них приходится около пяти оперативников. Таким образом, каждый оперативник ответственен за 200 осужденных, а также за управление отрядами. Управление строится на базе информаторской сети и строгих наказаниях за малейшие нарушения, поскольку недостаточное количество персонала вынуждает применять такие меры.
Система общежитий также оказывает влияние на самоуправление среди заключенных. С одной стороны, создаются формальные должности для осужденных, такие как дневальные отряда, помощники начальника отряда, библиотекари и другие, иногда более влиятельные, чем некоторые сотрудники. С другой стороны, возникает самоуправление сверху, когда осужденные начинают управлять другими по своему усмотрению. В условиях общежитий легче организовать самоуправление и укоренять идеи воровского мира, чем в тюрьме с ячеистой структурой и паноптикумом.
Наиболее распространенные типы исправительных учреждений – колонии общего и строгого режима. Женщины отбывают наказание только в колониях общего режима. Эти два типа колоний сегодня содержат чуть более 400 000 человек, что составляет 91,4% от общего числа заключенных. Общий и строгий режимы делятся на группы для первократных и рецидивистов.
Колонии общего и строгого режима отличаются, главным образом, количеством разрешенных свиданий, посылок и средств на лицевом счете, которые осужденные могут использовать. Например, в колониях строгого режима осужденные могут иметь по три краткосрочных и три длительных свидания с родными в год, а в колониях общего режима – по шесть краткосрочных и четыре длительных. Основное большинство осужденных не имеет права свободно передвигаться по территории вне своей локальной зоны без разрешения или сопровождения сотрудника. Такое право предоставляется только осужденным, занимающим административные должности. Осужденные чаще всего проживают в общежитиях, где отделяются только отрядами, а внутри отряда живут в одном помещении с дву
Изменение принципов организации тюремного содержания — от перехода от полиоптикума к паноптикуму (от общежитий к камерному содержанию) для осужденных за преступления, не подлежащие иным видам наказания, разумно с точки зрения обеспечения безопасности и контроля. Однако необходимо учитывать соблюдение европейских стандартов жилищных условий и режима содержания осужденных, что сейчас осуществляется лишь в ограниченном числе российских тюрем. Основные недостатки такой системы для заключенных — ощущение замкнутого пространства и невозможность хотя бы временно укрыться от посторонних глаз, потерявшись среди других осужденных. В российском контексте дополнительные сложности камерного содержания связаны с тем, что сотрудники вынуждены выводить заключенных из камер по одному, а не группами, как это принято в колониях. Это затрудняет организацию работы, обучение и медицинскую помощь.
Некоторые постсоветские страны стремятся отойти от системы общежитий, закрывая колонии и строя новые тюрьмы. Полностью перейти на европейскую модель удалось, например, в Эстонии еще в 1990-е годы. Такой переход возможен в России при условии сокращения численности заключенных, создания более гуманных режимов содержания, включая возможность перемещения в пределах тюрьмы. Кроме того, необходимо строительство новых тюрем и реконструкция существующих с учетом европейских стандартов. Недостаток кадров остается одной из серьезных проблем. Его необходимо решать в первую очередь путем увеличения числа социальных работников, психологов и врачей. Такие меры помогут снизить нагрузку на оперативный персонал, который занимается воспитательной работой и предотвращением конфликтов.
Автор — младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при европейском университете в Санкт-Петербурге